Железная дорога Боржоми Бакуриани

Происхождение узкоколеек поразительное и разноплановое изобретение. Кстати, куда разнообразнее, чем обычное с широкой железнодорожной колеёй. Зачастую узкоколейки возникают буквально в одночасье и так же неожиданно демонтируются за ненадобностью. В большинстве случаев узкоколейные дороги прокладывали для подготовки эксплуатационных площадей и добыче торфа или для транспортировки древесины из дремучей тайги.

Присутствует ли в вашем рационе минеральная вода?
Да
81.82%
Нет
18.18%
Проголосовало: 44

Из Боржоми в Бакуриани на «кукушке»

Железная дорога Боржоми Бакуриани
Яндекс картинки

Узкоколейка Боржоми — Бакуриани является знаковым местом Грузии, построенная руками человека. Узкоколейка это в одно и то же время развлечение и возможность доехать от бальнеологического до горнолыжного курорта.

Исторический памятник, экскурсионная достопримечательность, запоминающийся аттракцион и рельсовый путь — всё это — непревзойденная узкоколейка Боржоми Бакуриани, которая интенсивно функционирует более века. Посещая Грузию, экскурсия по ней должна, в первую очередь, входить в план посещений достопримечательностей, по той простой причине, что одним из создателей был сам Гюстав Эйфель — широко известный автор Парижского шедевра.

История узкоколейки

Строительство узкоколейки было вызвано некоторыми причинами:

  • потребность перемещения между здравницами Боржоми и Бакуриани, обладающими богатыми запасами минеральных вод, целительным воздухом и живописной природой;
  • необходимость в грузовых перевозках после нахождения залежей андезита.

СПРАВКА. На возведение дороги ушло 3 года. Возведение дороги началось в 1889 и закончилось в 1901 г., однако добрую часть времени потратили на согласование и утверждение характеристик железнодорожного полотна и на выжидание подходящих климатических условий.

Специфика рельефа местности не позволяла построить железнодорожное полотно со стандартными параметрами, поэтому было принято решение возвести колею шириной 90 см.

Уникальной особенностью дороги является мост Цагвери-Цеми прокинутый через речку Цемисцкали. Проект разработал небезызвестный инженер — француз Гюстав Эйфель. Проект заказывал князь Михаил Николаевич Романов, а строительство курировал проектировщик Бесарион Кебурия, который в последующем посвятил себя воздушному флоту — стал первым в Грузии летчиком, а также среди первых совершил облёт  Эйфелевой башни. В нынешнее время это сооружение носит название — «мост Эйфеля».

СПРАВКА. Протяжённость железной дороги составляет 38 км., ввиду того, что прокладывали его по извилистой горной дороге со сложным рельефом. Поселение Бакуриани расположено на 1 км. над Боржоми.

кукушка
Яндекс картинки

В 60-е годы, в связи со всеобщим внедрением электрической энергии, паровозы на узкоколейке заменили на чехословацкие электровозы ЧС 11, которые до сего времени безотказно бегают по рельсам. По причине малого размера подвижного состава, местное на селение дали ему название — “кукушка”, а самому электровозу, за его конструкцию и зелёный цвет — «крокодильчик».

В советский период Боржоми Бакуриани железная дорога отчасти использовалась грузовыми составами с тех пор, как в горах нашли залежи андезита. С распадом СССР грузоперевозки закончились и существенно сократился пассажирский поток. Впрочем, даже в самое сложное время «кукушка» продолжала курсировать между Боржоми и Бакуриани.

Характеризующие свойства поезда

В 2016 г. по узкоколейке начал курсировать состав из 4 вагончиков по 32 места в каждом, после проведённой реконструкции. Твердые дощатые скамейки заменили на удобные сиденья. Наконец — то «кукушка» дождалась своего часа и приобрела новый вид. Реставрационные работы обошлись Грузии в 290 тыс. $, однако потраченные средства вскоре окупили себя.

Впереди состава тот самый электровоз-крокодильчик, с той разницей, что теперь он, как и все вагончики, выкрашен в красно-белый цвет. Поднимаясь по узкоколейке наверх активно вступают в работу двигатели локомотива, а вот спуск происходит своим ходом, которым руководит машинист, используя при этом тормозную систему. Невзирая на долголетний период эксплуатации поездов, бессмысленно бояться пускаться в путь по узкоколейке — на всем протяжении пути обустроено большое число тупиков и дополнительных ж/д веток в случае выхода из строя тормозной системы. Кроме того, локомотив оснащен специальным прибором, который определяет и регистрирует даже незначительные недостатки в работе.

 

ДЛЯ СВЕДЕНИЯ. Каждый желающий сможет побывать в кабине электровоза и воочию увидеть как она оснащена, для этого нужно просто обратиться к машинисту. Вдобавок, пассажиру могут позволить остаться в кабине управления на весь период поездки.

Кроме туристов, поездом пользуется и местное население, которым нужно попасть в близлежащие селения, а посему это настоящее средство передвижения, а не только предмет развлечения и историческая реликвия.

Технические данные

Локомотив обладает такими характеристиками:

  • потребление электроэнергии — 1,5 кВ.;
  • вес — 66 тн.;
  • предельная скорость — 45 км/ч.;
  • фактическая скорость — 30 км/ч. (Учитывается сильная извилистость колеи).
Железная дорога Боржоми Бакуриани
Яндекс картинки

Режим обслуживания

СПРАВКА. Для удобства пассажиров, график движения «кукушки» отрегулирован под прибытие/отправление из Тбилиси.

До 2020 г. дорога Боржоми – Бакуриани работала круглый год и в день осуществлялось 2 рейса из Боржоми, сообразно, столько же из Бакуриани.

ВАЖНО. В 2020 году приступили к реконструкции рельсового пути. На 13 апреля 2022 г. ж/д сообщение с Бакуриани до сего времени отсутствует — поезда не ездят. Дата окончания модернизации в настоящее время ещё неизвестна.

Средняя длительность в пути 2 часа 30 мин. Путевой билет можно купить у контролера прямо в вагоне. Сам билет имеет весьма непривычный вид, поэтому большинство туристов оставляют на память как сувенир.

ВАЖНО. Поезд Боржоми — Бакуриани отправляется от ж/д станции «Черная речка».

Маршрут следования

Прежде чем отправиться в поездку, нужно обязательно сфотографировать стоящий на постаменте паровозик, выпуска 1914г., ведь он представляет неотделимую часть процесса развития узкоколейки.

СОВЕТ. В вагоне — предпочтительнее садиться с левой стороны по ходу поезда. Значительная часть пути проходит вдоль каменистого склона и находясь справа придется лицезреть только косогоры.

 

На первых порах пути дорога проходит через равнину, но проехав совсем немного, пассажиров ожидают головокружительные виды на лесистую местность, горные массивы и реки с чистой и прозрачной водой. Сфотографировать красивые пейзажи можно не только из окна вагона, но и на остановках, которые совершает локомотив в пути, где заходит и выходит местное население.

Во время пути можно покинуть вагон и постоять на площадке открытого тамбура, наслаждаясь целебным горным воздухом. Новички могут не переживать, что могут проглядеть момент приближения поезда к прославленному мосту Эйфеля. Кто-либо из местных жителей или сам кондуктор в обязательном порядке оповестят об этом.

Железная дорога Боржоми Бакуриани
Яндекс картинки

Передвижение по узкоколейке доставит незабываемые впечатления во всякое время года, но в зимний период оно наиболее комфортно для тех, кто облюбовал Бакуриани, чтобы покататься на горных лыжах или использовать сноуборд.

Перевозить в поезде спортивную экипировку и инвентарь намного рациональнее и менее затратно, чем в маршрутном такси. Вагоны в холодный сезон обогреваются, так что за комфорт в дороге переживать не приходится.

Причины для обязательного посещения этой достопримечательности:

  • детище Эйфеля;
  • ошеломляющие и изумляющие виды;
  • чистый целебный воздух гор;
  • минеральные источники;
  • горнолыжные курорты.

Электропоезд из Боржоми в Бакуриани движется значительно медленнее маршрутки, но главный мотив что надо обязательно прокатиться на нем хотя бы в одну сторону это то, что такой обстановки и впечатлений не придётся повстречать больше нигде. Фантастически сказочными видами можно любоваться из окон вагончиков в любое время года.

Во время пути «кукушка» осуществляет несколько кратковременных остановок. Пассажиры, по большей части это жители близлежащих поселений, высаживаются на остановках, а кто — то наоборот — подсаживается.

Знаменитый мост Эйфеля находится перед станцией «Цагвери», где локомотив также совершает остановку. На этой станции встречаются оба брата близнеца: одна «кукушка» поднимается в горы, другая спускается с них. Составы успешно разъезжаются и каждый продолжает свой путь.

мост Эйфеля
Яндекс картинки

В 2017 году узкоколейный железнодорожный путь Боржоми – Бакуриани был объявлен государственной собственностью Грузии.

Поделиться с друзьями
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Грузия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: