Железная дорога Баку Тбилиси Карс

В 1993 году из-за конфликта в Нагорном Карабахе, когда армянские военные оккупировали некоторые районы Азербайджана, Турция вынуждена была закрыть железнодорожное сообщение по направлению Карс-Гюмри-Тбилиси. Для восстановления грузового и пассажирского сообщения между Турцией, странами Азии и Закавказья, в июле этого же года были начаты трехсторонние переговоры о строительстве железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Этот транспортный коридор должна была стать кратчайшим путем, соединяющим Европу, Китай, страны Центральной Азии.

Были ли Вы в Грузии?
Да
54.13%
Нет
45.87%
Проголосовало: 3713

Описание БТК

Железная дорога «Баку-Тбилиси-Карс» — международный масштабный транспортный проект, результатом которого стал кратчайший путь из азиатских стран в европейскую часть континента. Этот ж/д коридор длиной 826 километров. По грузинской территории до Ахалкалаки, а так же по территории Азербайджана проложена широкая ж/д колея 1520 мм. На станции Ахалкалаки, чтобы продолжить путь в сторону Турции, требуется либо поменять колеса у поезда, либо перегрузить груз в другой подвижной состав. Это затрудняет и увеличивает стоимость перевозки этим маршрутом, поэтому уже существует план по модернизации этого участка дороги.

баку тбилиси карс
Яндекс. Картинки

Интересно! По первоначальному замыслу пассажирский поток по этой транспортной сети за первый год функционирования можно будет перевезти до 6,5 млн.тонн груза.

Этапы строительства

После многолетних обсуждений в 2005 году Турция, Армения и Грузия заключили трёхсторонний договор о строительстве 826-километрового железнодорожной транспортной развязки. По проекту маршрут пути Баку-Тбилиси-Карс(БТК) по карте не затрагивал территорию Армении. Правительство Соединенных Штатов и Евросоюз были категорически не согласны, что крупная железнодорожная ветка пойдет в обход Армении, поэтому в выделении финансовых средств было отказано.

Работы по реализации логистического проекта по прокладыванию железной дороги Баку-Тбилиси-Карс начались 7 февраля 2007 года. Участники соглашения решили вначале проложить железнодорожные пути протяженностью 100 километров от грузинского города Ахалкалаки до турецкого города Карс. Из 100 километров дороги только 29 проходили по территории Турции. Если смотреть по карте, эта часть новой железнодорожной сети должна была связать не только Турцию и Грузию, но и другие прикаспийские государства.

бтк
Яндекс. Картинки

Частью этого логистического проекта стало восстановления отрезка железнодорожного пути от Ахалкатаки до Тбилиси.

Первоначально планировалось, что транспортная сеть БТК начнет свое функционирование в 2010 году, но из-за нехватки средств, срок сдачи переносился несколько раз: на 2013, 2015, 2016 годы.

Завершить проект в срок препятствовали:

  • недостаточное финансирование;
  • сомнения у руководства Грузии относительно финансовой целесообразности проекта.

Интересно! Строительство этой грандиозной железнодорожной магистрали растянулось на 10 лет, главным образом из-за проблем с финансированием.

К сентябрю 2017 года завершился процесс прокладки ж/д магистрали, была проведена обкатка путей. В Баку 30 октября 2017 года при присутствии руководителей Турции, Грузии, Казахстана, Узбекистана и Азербайджана состоялось торжественное мероприятие, посвященное завершению строительства. Эта дата стала датой начала ж/д движения по новому маршруту Баку-Тбилиси-Карс.

Евросоюз назвал создание этого маршрута одним их самых значимым событий для объединения в единую транспортную систему грузовых и пассажирских потоков между Европой и Азией. Этот логистический маршрут способен повысить качества ж/д перевозок и создаст дополнительные возможности для бизнеса.

бтк
Яндекс. Картинки

Стоимость дороги

Первоначально было выделено на прокладку железнодорожного логистического коридора БТК 420 миллионов долларов:

  •  220 млн.долларов — на турецкий участок пути,
  • 200 млн.долларов — на транспортные пути, проходящие по территории Грузии.

Уже к концу 2008 года на реализации грандиозного логистического маршрута было потрачено более 600 миллионов долларов.

Финансирование строительства осуществлялось за счет государств — участников трехстороннего договора.

бтк
Яндекс. Картинки

Маршруты по «Баку-Тбилиси-Карс»

Сейчас железная дорога «Баку-Тбилиси-Карс» успешно функционирует. Статистические данные говорят о том, что к концу 2019 года по ней было перемещено 275 000 тонн грузов.

По маршруту «Турция-Казахстан» в обоих направлениях 3 раза в неделю осуществляется движение поездов. Один раз в неделю по БКТ курсирует контейнерный состав от Китая до Турции.

Расширяя первоначальное предназначение этого логистического коридора, в начале 2021 года через территорию Азербайджана и Грузии прошел первый погружной состав с бытовой техникой из Турции на российскую территорию. Расширяется движение груза по этой трассе между Китаем и Грузией, между Китаем и Казахстаном.

Руководство Турции имеет большую заинтересованность в увеличении грузопотока этим путем в сторону России.

По замыслу участников логистического международного проекта планировалось начать пассажирские перевозки в 2019 году. Но этот замысел не был осуществлен ни в 2020 году, ни в 2021.

Поделиться с друзьями
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Грузия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: