Восемнадцатого августа исполнилась годовщина, когда Грузия выбыла из состава СНГ. Такое решение почти не коснулось экономических аспектов развития страны, однако, сказалось на местных жителях. Дело в том, что им стало труднее посетить Российскую Федерацию нежели, к примеру, въехать на территорию государств шенгенского договора.
Грузия входит в постсоветское пространство на основании оформленного решения Государственных глав СНГ с третьего декабря 1993 года. Причиной послужило официальное обращение главы страны – Эдуарда Шеварнадзе. Само создание Содружества приходится на момент подписания соответствующей Декларации в 1991 году 21 декабря.
Первое заявление президента в 2006 году о намерении выхода не получило поддержки со стороны народа. Но Грузия заявила о намерении войти в состав НАТО в этом же году. Решение о выходе датируется 2008 годом, а в следующе году в августе страна официально покинула Содружество, оставшись в то же время участницей семидесяти пяти международных СНГ-соглашений.
Отсутствие значимых потерь
Впервые такой вопрос был озвучен в 2006 году. Экономистами, входящими в грузинское правительство, был выполнен расчет положительных и отрицательных факторов, которые были бы возможны после осуществления данного намерения. Поручение было дано со стороны Михаила Саакашвили.
Факт: Караев указал на следующее. Было принято объективное решение о том, что в это время Грузии из СНГ выходить нет смысла. Такая поспешность могла сильно навредить, как связям с российской стороной в отношении торговли и экономики, так и нарушить контакты с остальными странами, входящими в Содружество. Большинство отношений было оформлено документально в порядке многостороннем.
Когда в 2008 году практически все соглашения стали двусторонними, такая возможность обрела реальные черты. Грузия, выйдя из СНГ через год, по факту не потеряла ничего значимого в смысле макроэкономики.
Если брать период с 2006-го года по 2007, товарооборот между двумя странами-партнерами составлял порядка пятисот миллионов долларов. Впоследствии он снизился по причине, не относящейся к фактическому выходу страны. Скорее это можно отнести к обострению двусторонних отношений между государствами, что оказалось следствием на грузинскую сельскохозяйственную продукцию наряду с винными напитками с российской стороны эмбарго в торговом отношении. Затем начались военные действия.

Стоит напомнить, что пятью основными экспортными товарами являются:
- концентраты медной и другой руды;
- железные славы;
- винная виноградная продукция;
- воды с газированием наряду с минеральными видами, как искусственные, так и природные;
- орехи, в том числе и фундук.
С учетом того, что в стране мало кто верит в возможность возвращения на рынок России, курс президентом Грузии был взят на Соединенные Штаты Америки. По словам грузинского президента рыночный американский сектор считается привлекательным в отношении вопроса экспорта винной национальной продукции.
Экспертами России поддерживается точка зрения грузинских специалистов. Когда Грузия вышла из СНГ, с остальными государствами Содружества отношения на двусторонней основе были уже должным образом оформлены. Поэтому это не стало причиной ухудшения экономики на самых разных отраслях.
Факт: Инвесторами с России тоже занят конкретный сегмент в ряде отраслей экономики. Время от времени это становится причиной недовольства, настроенной националистически, элитной группы Грузии вместе с руководящими членами правительства. Инвестиции сохранились с уверенностью отсутствия явной угрозы. Позиция государства вне Содружества принципиально осталось прежней.
Мнение российских экспертов сводится к следующему. Демонстрационная акция выхода объективно расценивается в качестве позиции на политической арене. Она скорее относится к объединениям интеграционного характера на пространстве бывшего СССР, где главенствующая позиция была отведена Российскому государству.

Мнение ведущих грузинских политологов сводится к следующему:
- несколько не уместным считался сам факт нахождения Грузии в СНГ, если рассматривать его, как последствие развала советского государства;
- условность участия грузинской стороны в делах, в отличие от более активной украинской позиции наряду с белорусской и казахской;
- ухудшения отношений двух стран СНГ решить в полной мере не сумело;
- взаимоотношения ограничивались личными контактами на саммитах.
К вопросу о визах
Самым значимым последствием выхода негативного характера принято расценивать потерю отношения к безвизовому пространству. Это в первую очередь сказалось на тех гражданах, которые имеют в наличии родственные отношения с лицами, проживающими на территории Российской Федерации. Это мнение российского эксперта.
Грузинский политолог имеет противоположную точку зрения на данный вопрос:
- В течение восьми лет к моменту выхода в государстве был установлен визовый режим по отношению к российской стороне:
- Эмбарго в торговом отношении на винную продукцию наряду с продуктами сельского хозяйства было введено в действие;
- Произошла отмена в части прямых авиационных сообщений;
- Наличие общеизвестного конфликта.
Содружество, по мнению грузинского эксперта, не оправдало себя в качестве инструмента по урегулированию ситуаций конфликтного свойства. Грузинско-российские отношения им не были охвачены.
Режим безвизового въезда распространяется на все страны Содружества за исключением российского государства и Туркмении.
Факт: Визовый режим был введен в ответ на сложившуюся ситуацию в «Панкисском» ущелье. Именно с этой стороны могли проникнуть на территорию Российской Федерации боевики из Чечни. По окончании военных действий в режиме периодически возникали моменты упрощения или, наоборот, ужесточения.

Непростой теперешней задачей становится получение визы для грузинских граждан. Основные условия в данный момент:
- наличие на территории Российской Федерации прямых родственников;
- направление от них прямого вызова.
Уйти, но остаться
Практически немедленно после того, как Грузия вышла из Содружества, она провозгласила собственное намерение в отношении желания остаться членом, ранее подписанных в СНГ договорных обязательств. После неоднократных сборов и осуждений данного намерения представителями общей экспертной группы, был сделан однозначный вывод, что правовых затруднений и препятствий нет. Это в первую очередь касается возможности заключения грузинской стороной договоров с государствами вне СНГ.
Грузия сегодня входит в Содружество благодаря участию в семидесяти договорных документов.
В первую очередь основное условие было остаться в отношениях, приносящих значимую пользу. Соглашений по СНГ заключено порядка нескольких сотен. Основная работа ведется лишь по нескольким направлениям, среди которых:
- безвизовое сообщение;
- соглашение, определяющее участи страны в свободной для торговли зоне.
Для собственной юридической практики грузины намереваются сохранить исключительно соглашения с остальными странами за исключением России. С Украиной работа ведется в полном объеме из-за наличия дубляжа со стороны ГУАМ.