Евреи — народ, представители которого рассеяны по многим странам мира. Есть они и в современной Грузии.
Кто это
В настоящее время в Грузии проживает около трёх тысяч евреев. Они говорят преимущественно на грузинском языке; многие используют киврули — особый диалект на основе грузинского с включениями из иврита. Это стандартная ситуация для малых этнических групп — они часто либо перенимают язык страны, в которой селятся, либо говорят на «промежуточном» наречии.
Грузинские евреи живут и в других странах: в Израиле людей, которые идентифицируют себя подобным образом, насчитывается сто двадцать тысяч, а в России — приблизительно одна тысяча.
Многие грузинские евреи ассоциируют себя только с Грузией, а многие — и с Грузией, и с Израилем, считая обе страны родными. Те из них, что жили в Грузинской ССР, также в той или иной мере связывают себя и с культурой России.
История грузинских евреев обширна и увлекательна. По некоторым данным, основанным в основном на данных арабских историков, её отсчёт начинается с VI века до нашей эры. В грузинской литературе эта этнолингвистическая группа впервые упоминается в XI веке.
Сами грузинские евреи тоже убеждены в своём древнем происхождении. Ещё в XIX веке многие из них верили в то, что они являются потомками десяти колен Израилевых. Те, как свидетельствует история, попали в ассирийский плен, и были изгнаны — территория, где они были поселены, неизвестна; это остаётся предметом множества споров.

Факт: есть и ещё одна легенда о переселении евреев в Грузию: согласно ей, первые евреи явились в Грузию после падения Иерусалима.
В VII веке н. э. Грузия превратилась в арабскую провинцию, де-факто оставшись христианской страной. Арабы неоднократно упоминали евреев на этих территориях в письмах и записях.
Во времена нашествия монголов некоторые евреи покинули Грузию и обосновались в других странах. После монгольского нашествия множество евреев оказались закрепощены. Ухудшение положения евреев, связанное с многочисленными внутренними и внешними конфликтами в Грузии, неминуемо приводило к ускорению их закрепощения. Это было связано в том числе с тем, что евреи, столкнувшись с многочисленными угрозами, были вынуждены искать защиты у феодалов. Те оказывали евреям покровительство, но в обмен обязывали их становиться крепостными. Несмотря на то, что евреи были готовы к закрепощению, они часто ставили условием сохранение своей веры. Тем не менее известны случаи, когда христианская церковь платила долги еврея его феодалу, а тот взамен обязывался стать христианином.
Вследствие тяжёлой политической обстановки грузинские евреи многократно мигрировали: например, в XV веке многие из них добровольно переместились в Крым, а в XVII веке значительную их часть угнали в Персию.
В 1801 году Павел I включил Грузию в состав Российской империи. Те грузинские евреи, что были крепостными, остались в таком положении и теперь были обязаны платить оброк новому правительству.
Множество евреев направились в крупные грузинские города, где стали ремесленниками. Вот список городов, в которых евреи составляли значительную часть населения:
- Кутаиси;
- Гори;
- Тифлис;
- Ахалцых.
Отмена крепостного права в Грузии заняла несколько лет: с 1864 года по 1871. Какие-то из евреев предпочли вернуться на историческую родину, а какие-то селились в городах. Замечено, что для евреев того времени была характерна массовая миграция: они переселялись целыми сёлами.

В XIX веке термин «грузинские евреи» начинает часто встречаться и широко использоваться в русскоязычной литературе.
Когда Грузия находилась в составе Российской империи, местным евреям — как и всем прочим — приходилось сталкиваться с юдофобией. Нередки были кровавые наветы — так называются обвинения в ритуальных человеческих жертвоприношениях. К сожалению, евреям в Российской империи приходилось сталкиваться с кровавыми наветами чаще, чем их собратьям в любой другой стране. Даже когда обвиняемые признавались невиновными в ходе судебного разбирательства, их репутация оставалась запятнанной. Многие люди верили, что евреи регулярно используют кровь христианских младенцев в своих ритуалах. В конце XIX века по Российской империи прокатилась волна еврейских погромов, которая затронула в том числе и грузинские города.
Тем не менее многие грузинские евреи не спешили покидать страну. В ряде городов и посёлков они даже составляли большинство населения: например, в городе Цхинвали.
После Октябрьской революции 1917 года в Грузии образовалась демократическая республика. Евреи восприняли данные преобразования двояко: многие из них поспешили покинуть Грузию.
Факт: советская власть обошлась с грузинскими евреями довольно мягко: она не вмешивалась в их традиции, и синагоги продолжали функционировать. Увы, такое положение вещей сохранялось недолго: в 20-х годах начались массовые притеснения евреев.
Евреи предпринимали попытки создания особых, грузино-еврейских колхозов, но вскоре столкнулись с сопротивлением властей, которые старались избегать однородного национального состава колхозов. Вскоре в Грузинской ССР остался лишь один грузино-еврейский колхоз.
В СССР процветал антисемитизм, что не могло не сказаться и на грузинских евреев. Советские евреи были ограничены в следующих правах:
- обучение в высших учебных заведениях;
- устройство на работу;
- возможность выезда из страны.
Факт: в конце 40-х — начале 50-х годов на всю страну прогремело так называемое «Дело врачей», сфабрикованное советскими властями. Оно стало причиной усиления юдофобских настроений в обществе.

Несмотря на репрессии со стороны советской власти, грузинским евреям удалось сохранить значительную часть своих традиций. Большинство религиозных евреев регулярно посещали синагоги.
Евреи активно участвовали в политической жизни страны, в том числе в протестных демонстрациях. В 60-х — 70-х годах многие из них стали требовать от советского правительства разрешения выехать в Израиль. Это право было им предоставлено. Особенно много евреев покинуло Грузию в 80-х и 90-х годах, во время Перестройки и после распада СССР. Сейчас их осталось в Грузии в несколько раз меньше, чем было во времена Советской власти.
В настоящее время грузинские евреи имеют право свободного выезда из страны. Некоторые из них пользуются им, а некоторые предпочитают остаться в Грузии. Они сохраняют свою культуру, и в то же время многое заимствуют из культуры Грузии.
Одни из самых стойких еврейских традиций — те, что связаны со свадьбами. Согласно иудейским верованиям молодых знакомят родственники или сваты: до свадьбы юноша и девушка могут видеться всего несколько раз. Распространена практика, при которой жених берёт на каждую встречу Священную книгу, которая должна предостеречь обоих от дурных мыслей. Широко распространена и традиция выкупа невесты, которая является не формальной, а реально действующей. Разумеется, таким ортодоксальным традициям следуют далеко не все грузинские евреи — особенно в последнее время, когда молодёжь всё больше следует за прогрессивными тенденциями.

Вот ряд других традиций, которые соблюдают многие евреи:
- Шаббат;
- ношение национальной одежды, в том числе обязательные платки у женщин;
- религиозные праздники: Ханука, Пурим и др;
- традиционное питание: активное использование мацы, бобовых культур и др;
- активное использование оберегов.
Факт: согласно еврейской традиции, женщины принимают пищу отдельно от мужчин. В настоящее время такое положение вещей сохраняется только в ортодоксальных семьях.
Взаимоотношения с грузинами
Евреи в Грузии в целом не были объектом преследований со стороны грузинского правительства. Им разрешали сохранять и веру, и традиции. У иудейской части населения всегда были синагоги, отстраивать которые не воспрещалось. Это отличает Грузию от ряда стран, которые навязывали евреям свою веру и всячески притесняли их по национальному признаку, накладывая различные ограничения. Значительные репрессии грузинские евреи претерпевали только со стороны Российской Империи и Советского Союза.
В 1998 году в Грузии с размахом отмечалось 2600-летнее совместное проживание грузин и евреев. Современный политический курс Грузии подразумевает мирное сосуществование различных этнических групп внутри страны, а также демократические ценности, свободу слова и вероисповедания. Всё это положительно сказывается на жизни и развитии грузинского еврейского сообщества.